Три пьесы Петера Хакса, предлагаемые вниманию читателя, составляют триптих на тему русской истории и написаны по мотивам Княжнина, Озерова и Сумарокова. Но я бы не рискнула назвать эти тексты не то что переделками, но даже обработками. Это что-то совсем другое. Что? Для себя я определила их как эксперимент по реставрации замысла.
Оригиналы восемнадцатого века были великолепны: написаны хорошим стихом, строго сконструированы, отвечали всем аристотелевым параметрам единства места-времени-действия, вкусам тогдашней публики и идеалам тогдашней интеллектуальной элиты, они ставились, игрались, запрещались, учили, воспитывали, просвещали и были в России безнадежно забыты. Пока длилась агония самодержавия и советская власть, у них не было ни малейшего шанса воскреснуть из мертвых. Но русская история сделала известный поворот (его еще называют на флоте «все вдруг»), а театральное искусство, задрав штаны, попыталось было бежать за бизнесом, застревая в дебрях чернухи-порнухи, перформанса, скандала, эпатажа и глумления над классикой, но постепенно вернулось к все тем же Булгакову, Чехову, Островскому, Грибоедову и Пушкину. А куда мы денемся? Что мы без них? Раскрепощенные участники теле-шоу совершенно напрасно ломают копья в поисках национальной идеи, она давно найдена, о ней чирикают все воробьи на крышах. Она ничем не отличается от всякой другой национальной идеи. И определяется она простым словом: государственность. Нужно самое простое и труднее всего достижимое: дельный министр, честный чиновник, законопослушный полицейский, лечащий врач, знающий учитель, неподкупный эколог, здоровый солдат, стройный генерал. Ну и конечно, царь. В восемнадцатом веке не подлежало сомнению, что Россия геополитически обречена на самодержавие, вопрос стоял лишь о том: какой царь? Раздрызганная, хаотическая, неуправляемая Россия нужна тем, кто ее насилует и грабит, а не тем, кто в ней живет и работает. Наши предки это знали.
Предлагаемый ниже триптих повествует о трех критических эпизодах русской истории: становлении, укреплении и конце династии Рюриковичей. Эти моменты пытались осмыслить в восемнадцатом веке классики русского Просвещения. А в двадцатом веке плоды их размышлений попытался спасти от забвения классик Просвещения немецкого. У Просвещения то достоинство, что оно всегда мыслило. В масштабах истории человечества. Поэтому у Хакса речь идет о сенате, форуме, тиране, монархе, королях, свите, аристократии, лейб-гвардии, полководцах, полковниках, солдатах… В переводе на русский снова появляются вече, детинец, цесарь, царь, князья, бояре, воеводы, дружина, воины, ратники…
«Самозванец». Скачать
Пьеса в пяти действиях
По мотивам Александра Сумарокова
«Битва с ордой». Скачать
Представление в пяти действиях
По мотивам трагедии Владислава Озерова
«Битва с боярами». Скачать
Представление в пяти действиях
По мотивам Якова Княжнина