9. Валаам или:
Проблема объективной вины

Валаам, сын Боера, по поручению Бога оправился в служебную командировку по государственным делам, а ехал он на ослице. Однако же, Богу не понравилась избранная им дорога, и Бог послал ангела, чтобы тот задержал Валаама. Но Бог обставил дело так, что ангел с большим мечом был виден только ослице. Впрочем, такое часто случается. Заметив препятствие, ослица повела себя разумно – свернула с дороги. Валаам, который ангела не видел, также повел себя разумно, огрев ослицу палкой, чтобы заставить ее вернуться на дорогу. Эту процедуру он повторил трижды, пока, наконец, Бог не предоставил ослице дар слова, и она громко возопила:

 -- За что ты меня бьешь?

    Валаам не слишком удивился ее речи (в те времена случались и не такие чудеса) и гневно возразил:

 -- Ты надо мной издеваешься! Жаль, нет у меня меча, а то бы я тебя заколол!

    Однако же Бог, двигавший нерукотворной челюстью покорной скотины, довольно долго не говорил наезднику, в чем, собственно, дело, и препирался с Валаамом, аж посиневшим со злости. Наконец, Бог сжалился над ними обоими и сделал ангела видимым для Валаама. И тот немедленно понял ситуацию. Ангел сразу набросился на беднягу с упреками:

 -- Зачем ты колотил невинную скотину? Эта ослица спасла тебе жизнь, ведь если бы она двинулась дальше по дороге, я бы без жалости рассек тебя вот этим мечом, а ее оставил бы в живых. 

 -- Но сударь, -- защищался Валаам, -- ведь я тебя не видел, раз ты мне не явился.

 -- Я тебя не спрашиваю, видел ты меня, или нет, -- орал ангел, топая ногами. – Я спрашиваю, почему ты бил невинную скотину?

 -- Но, ваша милость, -- взмолился Валаам, -- я бил ее, потому что она упрямилась, каждый сделал бы то же на моем месте.

 -- Не сваливай вину на «каждого», -- рявкнул ангел. – Речь идет о тебе, а не о «каждом». Упрямилась, потому что я ей так приказал, а ты, колотя ее, сопротивлялся мне, своему начальству, а значит и пославшему меня Богу, то есть еще более высокому начальству.

 -- Но уважаемый, досточтимый господин, ваше преподобие, -- взвыл Валаам, --  ведь я же вас не видел, как же я мог…

 -- Опять ты не о том, -- злобно фыркнул ангел. – Все вы одинаковы. Каждый грешит и заявляет, что «не знал»: если слушать ваши отговорки, пришлось бы закрыть ад на замок. Ты согрешил объективно, понял? Объективно ты воспротивился Богу.

 -- Понимаю – грустно молвил Валаам, признавший свое поражение. Маленький, толстый, несчастный, он стоял на дороге, утирая пот с лысой головы. – Теперь уж хорошо понимаю. Я – объективный грешник, и значит, вообще грешник. Один раз я согрешил, потому что не знал. Второй раз потому, что бил невинную скотину. В третий раз я согрешил, потому что хотел продолжать путь вопреки запрету Бога. В четвертый раз я согрешил, поругавшись с тобой. Я – сосуд греха, грязный подонок, для которого даже ад был бы благодеянием. Грешен, очень я грешен, сударь. И все из-за этой проклятой возбудимости.

 -- Ну, хватит оправдываться, -- буркнул ангел, который уже успокоился и сменил гнев на милость. – Теперь можешь ехать дальше.

 -- В какую сторону, сударь? – спросил Валаам.

 -- В ту самую, куда ехал.

    Валаам охнул и зарыдал:

 -- Но ведь ты хотел меня задержать, сударь!

 -- Я тебя уже задержал, а теперь можешь ехать дальше, -- ответствовал ангел.

 -- А за что ты меня задержал, сударь?

 -- Перестань умничать, грешник! Так было угодно Богу.

   Опечаленный Валаам уселся на ослицу, и она двинулась в путь.

 -- Ну вот, -- обиженно проворчала она. – В результате больше всего пострадала я. Мой хозяин понес только моральный ущерб, а мой хребет до сих пор болит.

    И медленно удалилась вместе с седоком.

    Из этой повести можно сделать много выводов, но мы приведем не все. Стоит заметить, что, если бы ангел явился только Валааму, тот повернул бы ослицу, которая наверняка спокойно сошла бы с дороги. Но тогда Валаам не имел бы повода для заслуги. Ведь объехать видимое препятствие -- разве это заслуга? Заслуга в том, чтобы объехать препятствие невидимое, но именно этого Валаам не пожелал сделать.

    Мораль первая: не будем пренебрегать ревом скотины, ибо она подчас лучше знает, что к чему.

    Мораль вторая: неведение есть грех; оправдываясь неведением, мы только добавляем к старым грехам новый.

    Мораль третья: использовать здравый смысл в споре с абсолютным разумом – противно здравому смыслу.

    Мораль четвертая: сам Господь Бог не избавит нас от объективной вины.

    Мораль пятая: такими бывают результаты, когда двое ведут себя разумно, исходя из различных деловых предпосылок.

    Мораль шестая: такова жизнь.