11. Рахаб или:
Одиночество подлинное и мнимое

Книга Осии описывает известную историю, где действуют шпионы, музыканты, моралисты и мясники, Произошла она в городе Иерихоне. Бог заверил Осию, что тот завоюет город Иерихон, а также другие земли. Однако, неизвестно почему, тот не удовлетворился этим обещанием (хотя мог спать спокойно, раз уж он был уверен в победе). Прежде чем приступить к осаде Иерихона, он послал туда на всякий случай двух агентов, снабдив их, как всегда в подобной ситуации, большим количеством тамошней валюты. Это были молодые парни, в общем, смышленые, но немного легкомысленные. Едва войдя в город, они решили приобщиться к различным утехам цивилизации, которых долго не вкушали во время своей армейской службы. Имея в кармане немалые деньги налом, они отправились вечерком гулять по улицам, разыскивая дома под красным фонарем, а в городе, который славился высоким культурным уровнем, было таких несколько. Парни быстро обнаружили искомый объект, и ведомые неземным вдохновением, оказались гостями одной дамы по имени Рахаб. Это была особа дурного поведения, так как зарабатывала на жизнь продажей своих телесных прелестей. К сожалению, прелести постепенно меркли. Толстая Рахаб уже достигла преклонного возраста, работала на низком тарифе для не слишком состоятельных клиентов и зарабатывала все меньше. Однако, оба парня после походных тягот не проявили особой разборчивости, и увядающая гетера пришлась им по вкусу. Выпив и малость захмелев, они вздумали перед ней покрасоваться и проболтались о своем шпионском задании. Они, конечно, спохватились, но было уже поздно. Рахаб цепко держала их в руках. Они молили ее сжалиться, но представительницы древнейшей профессии сами слишком редко получают в награду жалость, у них не остается ничего для раздачи ближним.

    «Город почти наверняка будет захвачен врагами, -- быстро соображала Рахаб. – Ведь я же знаю, что Бог на их стороне. Такова предпосылка. А какова альтернатива? Либо я выдам шпионов полиции, выслужусь перед князем и сохраню верность городу, но после вторжения неприятеля мне грозит гибель. Либо я спрячу их у себя, а потом потребую вознаграждения у оккупантов, но до их появления я рискую жизнью. Правда, пряча врага, я предаю город и князя, но, честно говоря, могу не испытывать угрызений совести: не очень-то я много должна родному городу, который всегда плевал мне в лицо. Даже если он уцелеет, он обречет меня через пару лет на голодную смерть. Я и так здесь одинока, как в пустыне. Так что, если отбросить химеры моралистов, я стою перед выбором: либо сомнительная смерть в течение ближайших нескольких недель, либо верная смерть после захвата города. Выбор нелегкий, поскольку верная смерть имеет то преимущество, что она может наступить не сразу, а сомнительная смерть грозит мне уже сейчас. Между сомнительным теперешним злом и гарантированным злом в будущем, нельзя сделать рационального выбора. Выбираю наобум: спасу шпионов. Пара недель страха, а потом – какая жизнь! Меха, драгоценности, халва каждый день, поездки в оперу – а может быть, кто-нибудь из военачальников возьмет меня замуж? Я еще слишком хороша для этих дикарей».

     Рассудив таким образом, Рахаб заключила со шпионами сделку: она их спрячет, а потом устроит им побег – взамен на спасение свое и своей семьи после захвата города войском Осии. Они согласовали опознавательные знаки, и на этом шпионско-моралистическая часть истории закончилась.

     Потом началась музыкальная часть. План осады города детально разработал Бог, а Осия скрупулезно выполнил инструкцию. Вместо того, чтобы, как советовал здравый смысл, воспользоваться осадными машинами и таранами, он организовал духовой оркестр, состоящий исключительно из священнослужителей, приказал им обходить стены города и играть военные марши; за оркестрам несли ковчег завета, а впереди маршировали военные отряды. Священнослужители семь дней подряд дули в трубы, чуть не падая от изнеможения, у большинства воспалилась гортань, ведь священнослужители тоже люди.

Войско, осаждавшее город, роптало, считая, что предводитель приказывает им валять дурака. Иерихонцы на стенах смеялись над врагами, думая, что те спятили. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. На седьмой день оркестр заиграл во всю силу, у священнослужителей аж глаза на лоб вылезли, и одновременно вся армия по приказу рявкнула так громко, что стены города чудесным образом обрушились и рассыпались в прах.

     Теперь началась мясницкая часть истории: вояки по приказу Бога ворвались в город и вырезали там, как сообщает Священное Писание, «мужчин, женщин, детей и старцев, волов, овец и ослов». Найденные сокровища забрали себе священнослужители, и весь город был сожжен, за исключением одного дома. Дома Рахаб. Армия сдержала слово, данное шлюхе, не тронула ее жилье, мебель и семью. Несколько офицеров покусились на ее добродетель, но Рахаб обратилась с жалобами к руководству и добилась того, что офицеры оплатили оказанные им услуги.

    Потом все войско ушло из города, и Рахаб с плачем кинулась наземь. Она осталась в безлюдном городе, в единственном целом доме, среди развалин, трупов, пыли и вони пепелищ, одна, без друзей, без опеки, без клиентов. Ни тебе мехов, ни драгоценностей, ни халвы, ни оперы, ни мужа-полководца. Не осталось у нее ничего, только одинокая, пустая жизнь. И это был конец.

    Но вот что в этой истории удивительно: физически невозможно, чтобы городская стена рухнула от крика и семи трубок, значит, это было чудесное событие. Но поскольку Бог и так должен был совершить чудо, то зачем он, собственно говоря, приказал целой армии целую неделю мучиться и валять дурака, а священнослужителям – не только вредить здоровью, но и терять авторитет у народа? Кто же будет уважать священников из духового оркестра?

    Зачем? – спрашиваю я и нахожу два возможных объяснения. Либо Бог так обожает военные марши, что ему захотелось наслушаться вволю, либо это был просто acte gratuit, розыгрыш в стиле сюр. Ну, захотелось ему поиздеваться над подданными. И в самом деле: потом он делал все, чтобы как можно чаще слушать военные марши. И ему это занятие не надоело сих пор.

     А вот некоторые моральные выводы из этой истории.

     Мораль первая: ситуация Рахаб. Чтобы уцелеть во время крупного конфликта недостаточно заниматься проституцией в физическом смысле.

     Мораль вторая: ситуация шпионов. Перст Провидения может указать человеку разные места, но в этом всегда есть некая скрытая цель, важная для блага человечества.

     Мораль третья: ситуация Рахаб. Не следует опрометчиво утверждать, что мы «одиноки в людской толпе». Когда мы окажемся в настоящем одиночестве, мы поймем, в чем тут разница.

    Мораль четвертая: общая ситуация. Давайте трубить, трубить, может, и случится какое чудо.