Произошло это в те времена, когда еще было принято объявлять друг другу войну. Странный этот обычай содержит в себе внутреннее противоречие, поскольку объявить кому-то войну значит сообщить, что вы хотите его уничтожить. Но таким образом вы одновременно предупреждаете противника и облегчаете ему защиту от уничтожения. То есть вы начинаете акцию уничтожения, ставя самому себе препятствие. И если само начало войны может считаться враждебным актом, то объявление войны – это проявление не только вежливости, но и дружбы, донос на самого себя, вручаемый врагу, то есть акт чудовищной непоследовательности. Неудивительно, что по мере прогресса цивилизации и развития навыков логического мышления обычай это совершенно исчез.
Но мы говорим о временах, когда, повторяю, обычай этот был повсеместно распространен и практиковался как людьми, так и богами. Иегова в этом смысле не составлял исключения, и его поступок, который мы собираемся описать, как раз и был объявлением войны своему верному слуге Соломону.
Дело в том, что Соломон начинал карьеру крайне легкомысленно и невыразимо огорчал Иегову. Соломон обладал чрезвычайно развитым либидо, и это обстоятельство отнимало у него массу времени и денег. Как сообщает Книга Царств, Иерусалим в ту эпоху кормил семь сотен царских жен и три сотни наложниц; различие между этими категориями было весьма тонким, установить его было трудно. Фактически ровно тысяча женщин успокаивала похотливость владыки и кормилась за его счет. Иегова проявлял снисходительность: он умел входить в положение и сочувствовать человеческим слабостям, если одновременное сожительство с тысячью жен можно назвать слабостью. Но, в конце концов, чаша его терпения переполнилась. Соломон распустился до такой степени, что начал уступать своим женам в делах религии, а следует иметь в виду, что они были, в основном, особами чужеземного происхождения и водили дружбу с совершенно другими богами, с которыми Иегова, в свою очередь, принципиально находился во враждебных отношениях. К сожалению, Соломон, как и многие мудрецы, имел слабый характер и легко поддавался разным нашептываниям. В минуты слабости он обещал своим женам разные вещи, а потом стыдился выпутываться из
своих обязательств. А жены беспрерывно требовали разных знаков внимания к своим богам. Это и понятно: каждый охотно способствует популярности своего бога, тем более, если может возвеличить его за чужой счет. Таким образом, дело дошло до ужасных вещей. Иерусалим кишел золотыми капищами, возведенными во славу разношерстных богов; возник полный хаос; верующие сами не ведали, куда идти, омерзительные секты безнаказанно роились в центре столицы, иноземные жрецы распоряжались на царском дворе, государственная казна таяла, как снег весной. Всем известно, сколько денег приходится тратить на культ одного бога, что уж говорить о двадцати или тридцати. Тут вам и Молох, и Озирис, и Астарта и Хамос – целые толпы богов бесстыдно ухмылялись с золоченых статуй, вдыхая аромат кадил, зажженных исключительно в их честь.
Иегова кипел со злости. Он с отчаянием наблюдал, как конкуренты, находившиеся при последнем издыхании, которых он надеялся не сегодня-завтра окончательно сжить со свету, вдруг обзаводились румянцем, обрастали жиром и проявляли все большую жизнеспособность. А сам он, лишенный жертв и сердец верующих, тем временем худел и хирел, чувствовал себя все хуже и страдал. Вид чужеземных капищ, выставленных, как на базаре, в центре его столицы, вызывал у него приступы безудержной ярости, опасные для здоровья как его самого, так и всех обитателей земного шара.
Соломон отдавал себе отчет в своей безнадежной ситуации и испытывал некоторую неловкость. Жены постоянно вынуждали его тратиться на чужеземных богов, иногда он пытался протестовать, но это всегда кончалось уступкой. Он со вздохом подписывал чеки. Мысль об Иегове не давала ему покоя, и временами он утешал себя фразой, вычитанной из катехизиса: «Бог бесконечно милосерден».
Но, разумеется, в глубине души он сам в это не верил.
Кончилось все, как можно было предвидеть, великим скандалом. Сначала поступило короткое послание от Бога: «Немедленно прекратить идолопоклонство. Иегова». Последовал ответ: «Ладно, ладно. Соломон». После чего, разумеется, капища грязных божков продолжали расти в столице, как грибы после дождя, успешно вытесняя истинную веру.
Произошел очередной обмен посланиями в ультимативной форме: «Кажется, ты считаешь мое терпение бесконечным. Иегова». Ответ поступил незамедлительно: «Да. Соломон». И снова реплика: «В таком случае, прими к сведению, что ты преувеличил его бесконечность. Иегова».
Теперь ситуация предельно обострилась. В Иерусалим прибыл посланник Иеговы, рыжий херувим в очках, и без стука вошел в зал приемов царя. Он развалился в кресле и решительным голосом заявил без околичностей:
-- Иегова требует в течение двадцати четырех часов ликвидировать культ ложных богов. В противном случае, всю ответственность за результаты спора он возложит на царя Соломона.
Соломон был человеком, в чьем поведении постоянно, но с переменным успехом, боролись амбиция и страх. На этот раз угрозы посла разозлили его, и амбиция пересилила страх. И Соломон с наигранным изумлением промолвил:
-- Иегова? И на каком же основании он определяет один культ как ложный, а другой как истинный? И что вообще я должен под этим понимать?
Херувим от такой наглости на миг лишился дара речи. Пользуясь его невменяемостью, Соломон продолжил:
-- Значит, дело дошло до того, что меня лишают права оказывать почести, кому мне угодно? А почему, собственно, Иегова полагает, что я должен кланяться одному ему? Может быть, он хочет внушить мне, что Озирис, Астарта и прочие боги, которых постановил чтить мой народ, вообще не существуют?
Таким образом, ситуация прояснилась. Херувим быстро пришел в себя и с ядовитой любезностью произнес:
-- Мой начальник не поручал мне вести дискуссии на тему о существовании или не-существовании ваших божков.
Он не считает, что путем метафизических споров можно замаскировать суть дела. От себя могу добавить, что существование или не-существование этих фигур не имеет значения. Известно ли вам, что Иегова – ваш друг и не желает ничего, кроме вашего блага?
-- Неужто Иегова лучше меня знает, в чем заключается мое благо? – вопросил Соломон. – Я буду почитать тех богов, которые приносят мне больше пользы.
Тут херувим сдал позиции и беспомощно сник. Такого цинизма он еще не встречал, а потому не сумел применить к Соломону никакой последовательной тактики. Он только промолвил с горечью:
-- Ваш отец Давид совершенно иначе вел себя по отношению к своему Богу.
Соломон пожал плечами:
-- Прогресс человечества заключается, в частности, в том, что сыновья ведут себя иначе, чем отцы, -- процитировал он фразу, услышанную им некогда от одного атеиста.
-- Так, -- буркнул сбитый с толку херувим.
Он немного помолчал, а потом отчаянно заорал:
-- Но это идолопоклонство! Те культы все ложные!
-- Что значит – ложные? – возразил Соломон. – Разные боги домогаются симпатии людей; каждый хочет для себя культа, значит, они поступают согласно принципу личной выгоды. Что до меня, то я, как известно из Писания, сотворен по образу и подобию божьему. Следовательно, придерживаюсь того же принципа. Почитаю того бога, который больше мне обещает. Честно говоря, Иегова невыносим: скуп, мстителен, завистлив, жесток. Не знаю, почему бы мне не перейти на службу к кому-нибудь еще. Если мне так будет угодно.
-- Потому что только он – бог ваш и вашего народа.
-- А почему, скажи, пожалуйста?
-- Потому, что, в сущности, вы дружите.
-- Что это значит? – фыркнул Соломон. – Это слово ничего мне не объясняет.
-- Очень просто. Это значит, что у вас сходные интересы, а интересы ваши и других богов противоположны.
-- Они противоположны тогда, когда я остаюсь верным почитателем Иеговы. Когда я начинаю чтить других богов, ситуация изменяется.
-- О, именно здесь заключается ваша ошибка, -- сказал херувим. – Учебник трансцендентного монотеизма последнее, исправленное издание, очень просто решает эту проблему.
Херувим порылся в портфеле, извлек засаленный томик, нашел соответствующий раздел под названием «Единство имманентности и трансцендентности» и зачитал следующий пассаж: «В чем заключается дружба Иеговы с народом Израиля? Дружба Иеговы с народом Израиля заключается в том, что их интересы сходны. А в чем заключается вражда между всеми другими богами и народом Израиля? Вражда между всеми другими богами и народом Израиля заключается в том, что их интересы противоречат друг другу. Некоторые спрашивают: всегда ли сходны интересы Иеговы и народа Израиля? Или они иногда расходятся? Такие вопросы – ребячество. Трансцендентный монотеизм учит, что следует точно различать суть вещей от поверхностных явлений. Расхождение между всеми прочими богами и народом Израиля коренится в самой сути вещей; его невозможно устранить, поскольку по самой сути вещей в отношениях между ними отсутствует гармония. И напротив, отношения между Иеговой и народом Израиля по своей сути опираются на дружбу. Может ли, однако, между ними возникнуть вражда? Казалось бы, может. Но если не задерживаться на поверхности явлений и проникнуть в суть, оказывается, что, по сути, они дружны. В чем же тогда заключается разница между сутью вещей и поверхностью явлений? Разница между сутью вещей и поверхностью явлений заключается тогда в том, что вражда проявляется на поверхности явлений, а в сути вещей остается дружба. Эту дружбу надлежит развивать и укреплять, чтобы лучше идти вперед. Те, кто не понимают разницы между сутью вещей и поверхностью явлений, никогда не станут настоящими трансцендентными монотеистами. Этим людям следует еще многому подучиться».
Прочтя эти слова, херувим закрыл книгу и победно потряс ею в воздухе.
-- Вот видите, -- вскричал он, -- видите, как обстоит дело! Надеюсь, вам все ясно. Эта книга, шедевр стиля и шедевр ясности, дает отповедь всем вашим сомнениям. Суть вещей и поверхность явлений – в них все дело!
Соломон потер лоб и неуверенно взглянул на божьего посланца.
-- Кажется, это что-то из философии, -- пробормотал он. – Должен сказать, что в школе у меня всегда была двойка по этому предмету. Вы не могли бы доступно объяснить, о чем речь?
-- Пожалуйста. Речь о том, что дружба между Иеговой и вашим народом в любом случае возродится, поелику этого требует суть вещей.
-- Но на практике, как мне это понимать?
-- На практике речь о том, что Иегова постановил уничтожить вас и все государство, которым вы управляете. Меня для того и прислали, чтобы сообщить вам об этом.
-- Теперь понятно. Значит, Иегова, объявляет мне войну?
-- Вот именно. Очень точное наблюдение.
Слегка побледнев, Соломон поднялся с кресла и задал еще один вопрос:
-- И что вы мне посоветуете в данной ситуации?
-- Ничего я вам не посоветую. – Херувим добродушно усмехнулся. – Вопрос решен. В данный момент и речи нет о каких бы то ни было переговорах. Государство будет уничтожено, и одиннадцать из его двенадцати частей будут отобраны.
-- Если все решено заранее, то к чему весь этот разговор? Могли бы сразу так и сказать, а не обучать меня философии.
-- Иегова не предпринимает никаких шагов без научного обоснования. Необходимо, чтобы и вы поняли теоретические основы собственного падения.
-- Не понимаю только одного. Если государство будет разбито, разразится война, погибнут тысячи людей, почему все это называется стремлением к дружбе?
Херувим неодобрительно покрутил головой.
-- Вы очень слабо ориентируетесь в теории, -- решительно заявил он. – Я же сказал, что дело идет об укреплении дружбы между вашим народом и Иеговой. Конфликт между вами проявится только на поверхности явлений, а суть вещей – дружба. Ее требуется возродить. Чем и занимается Иегова.
-- И нет никакого спасения?
-- Нет. Законы бытия неумолимы. Вашу дружбу требуется возродить. Вроде это все, что я имею вам сообщить. Ага, вспомнил. Иегова просил добавить, что окажет вам снисхождение в память о вашем отце Давиде. В связи с чем позволит вам спокойно умереть, а возрождение дружбы произойдет сразу после вашей смерти при помощи различных войск, которые нападут на ваше царство.
-- Иными словами, -- медленно, заикаясь, проговорил Соломон, -- дружба между народом и Богом, нарушенная по моей вине, будет возрождена. Я не понесу наказания, но часть моего народа будет истреблена. И вы находите все это разумным?
-- Неисповедимы пути Господа, -- возразил херувим, устремив взор к небесам.
-- Ну, это другое дело. В таком случае, все, наконец, прояснилось.
На этот раз разговор закончился в атмосфере взаимопонимания. Его дальнейшее продолжение уже написано историей.
Это предание содержит много проблем, из них три – главные: проблема объявления войны, проблема вражды и дружбы, проблема наказания народа за грехи царя. Каждая проблема находит решение в виде соответствующей морали.
Мораль первая: в начале рассказа мы говорили, что объявление войны – это акт дружбы. Так оно и есть, и это лишний раз доказывает, что, по сути вещей, отношения между Иеговой и Соломоном опирались на дружбу, поскольку Иегова объявил ему войну. С другой стороны, именно в данном случае объявление войны не смогло бы помешать Иегове довести дело до конца; коль скоро он и так всесилен, он ничем не рисковал, совершая акт великодушия. Однако, несмотря ни на что, его поступок был любезным и джентльменским. Отсюда видно, что сильные мира сего могут позволить себе роскошь сохранения настоящей дружбы. Но только бесконечно сильные.
Мораль вторая: Оказывается, что дружеским актом является не только объявление войны, но сами военные действия, поскольку они направлены к единению. Но они всегда направлены к объединению, и нет лучшего средства добиться объединения, чем война. В этом смысле начало войны почти всегда является дружеским актом. И нет доктрины, которая больше бы желала единения, чем вера в единого Бога. Поэтому милитаристская цивилизация процветает в ареале монотеистических религий.
Мораль третья: позволить царю спокойно умереть, а за его вины наказать народ? На первый взгляд это кажется не совсем справедливым. Но у Бога это справедливость, ведь в его распоряжении имеются посмертные кары, которыми земные цари не располагают. И справедливость заключается в том, чтобы не оставлять без наказания виновного. А вовсе не в том, чтобы не карать невинного. Последнее не имеет значения – ведь и так наказаны будут все. Иначе смысл жизни был бы непостижимым.
Имеется еще некоторые соображения без морали. Люди борются между собой за то, какому богу надлежит оказывать послушание. Боги воюют между собой за людей, которые должны их слушаться. Однако, то и другое – битвы богов между собой и битвы людей между собой – в конечном счете, совершаются руками людей. И изменить эту ситуацию до сих пор не удалось. Но неврологическая точка отношений между землей и небом располагается не здесь. Важнее всего то, что боги постоянно требуют от людей, чтобы те занимали строго определенную позицию: по ту или по другую сторону фронта. Боги не выносят неясных ситуаций. Таким образом, оказывая давление, боги вносят в земную жизнь достойный сожаления альтернативный характер выбора и отбирают у существования человека ту милую двузначность, которая составляет одну из прелестей жизни.