10. Царь Саул или:
Два типа ответственности

Природа редко сочетает в одном человеке сильный характер и сильный интеллект. Такая предусмотрительность имеет под собой прочный фундамент и могла бы прекрасно свидетельствовать о мудрости Творца, если бы не многочисленные принципы, положенные Творцом в основание мира. Однако, здесь речь пойдет о принципе, достойном похвалы. Нас, в частности интересует тот факт, что природа лишь в исключительных случаях сочетает военные таланты с широтой умственных горизонтов и вообще интеллектом. Это понятно, ведь эти достоинства противоречат друг другу. В самом деле, легко заметить, что добродетель военачальника заключается в том, чтобы проявлять самостоятельность только в границах приказа. Каждый приказ оставляет определенные пустоты для непредвиденных обстоятельств, и военачальник должен заполнить их таким образом, чтобы была достигнута главная цель приказа. Но горе тому военачальнику, который задумается о чем-то, что лежит за пределами приказа, например, о более общей цели, которой служит приказ. Хороший военачальник умеет ограничивать поле своего зрения. Слишком умный офицер, которому приказано выиграть мелкую стычку, захочет при случае выиграть всю войну или, того хуже, спасти человечество: в результате он проиграет мелкую стычку. Ибо интеллигенция имеет естественную склонность к нарушению границ: тех, которые навязывает себе сама, и тех, которые навязывают ей другие. Врожденный ум стремится к сопоставлению различных точек зрения, к взвешиванию соображений, противоречащих принятым решениям или полученным приказам, он плохо переносит субординацию и порядок, а хождение в ногу считает для себя унизительным. В конечном счете, это может привести к тем же результатам, что и слабый характер: легко породить дезертиров. Военный талант подразумевает способность точного ограничения целей, которых желательно достигнуть.

     Такова основная мораль одного из самых трогательных разделов Священного Писания -- истории величия и падения царя Саула.

Казалось бы, Саул был идеальным полководцем. Сын бедного пастуха из колена Вениаминова, он был вознесен Провидением на высоту царского сана. Поначалу он стыдился своих вульгарных крестьянских манер, но со временем заслужил всеобщее уважение, благодаря своей скромности, выдержке и железной воле. Несколько удачных военных операций доставили ему славу замечательного стратега, но самое большое восхищение народа вызвал тот факт, что Саул приговорил к смерти собственного сына, чье прегрешение явилось причиной временных военных неудач. Безупречный полководец Саул знал, что весь мир обязан подчиняться его приказам. А сам он получал приказы от Бога -- через Самуила, великого мудреца, старше его по возрасту. Получая приказ, Саул, человек простой, не знал страха и не испытывал угрызений совести: он был счастлив, что имеет четко определенные границы действия, в которых все дозволено, но которых нельзя преступать.

    И вот однажды Бог припомнил, что несколько веков тому назад, во время исхода евреев из Египта, княжество амалекитян встало на пути его народа. В человеческой памяти этот эпизод стерся, но Бог в таких случаях бывает поразительно памятливым. Не удовлетворившись тогдашним поражением врага, Бог пожелал одолеть его еще раз. Он приказал Саулу напасть на город амалекитян и безжалостно вырезать всех жителей до единого – мужчин, женщин, детей, грудных младенцев, волов, овец, верблюдов и ослов.

    Саул с готовностью собрался в поход и выполнил бы приказ безупречно, если бы не одно досадное препятствие. Незадолго до того Самуил, воспитатель Саула, решил поднять его интеллектуальный уровень и заразил его ум философией. Он вбил ему в голову, что царь должен не только исполнять конкретные приказы свыше, но и действовать ради блага своего народа, ради его хорошей репутации и материального преуспеяния. Такой вот общий принцип, то есть, вредная доктрина, из коей не вытекает ничего конкретного, поскольку каждый интерпретирует ее на свой лад. Самуил привил царю амбиции философа, что и привело к поражению.

     Так вот, когда вояки Саула истребили все население города, к Саулу привели захваченного живым князя амалекитян по имени Агаг.  И тут Саул принялся умничать: «Убить князя нетрудно, он у меня в руках. Но он остался один, а значит, неопасен. А ведь мое призвание – действовать во благо людей. Если я пощажу пленного врага, то прославлю на весь мир великодушие и милосердие моего народа, а это – вещь более ценная, чем жизнь одного князя». И Саул пощадил Агага во имя общего принципа (творить добро людям), но вопреки приказу Бога. Одновременно он совершил еще один грех. Народ Израиля, истощенный постоянными войнами, оказался в скверном экономическом положении: стада уменьшились во много раз, а перспективы скотоводства на ближайшие годы были хуже некуда. «Ради блага моего народа, – подумал Саул, -- прикажу-ка я пощадить наиболее ценную скотину – баранов, волов, ослов, что значительно увеличит наше поголовье». Так он и сделал – и во второй раз, во имя общего принципа, который внушил ему его учитель, нарушил границы своих прав. Впрочем, он поступил так под давлением самого народа и в очевидных интересах народа.  В конце концов, большую часть добытого скота он предназначил в жертву Богу. Тогда и разразилась великая распря. Бог ополчился на Самуила, как будто тот был виноват, а Самуил сорвал зло на Сауле.

 -- Бог  предпочитает жертвам послушание, -- решительно заявил он. –И требует выполнять конкретные приказы, а не интерпретировать на свой лад общие принципы.

 -- Но ведь я всего лишь уступил гласу народа и хотел действовать ему во благо, -- неуверенно оправдывался Саул.

     Самуил горько рассмеялся в ответ. Приказал привести пленного князя Агага и острым мечом пространственно разделил фрагменты его тела – ноги, руки, пальцы, живот, голову, в результате чего Агаг стал неприспособленным к продолжению жизни на этом свете и перенесся в мир иной, где можно жить, даже будучи разделенным на атомы. Потом Самуил приказал забить спасенную скотину.

    Эта работа нелегко далась Самуилу. По натуре он вовсе не был жесток. Он знал, что его любимый ученик разрушил свою карьеру. Он знал, что такое военный приказ. Он отдавал себе отчет, что изменять приказ по каким-то философским соображениям значит заявлять Высшему Начальству, что ты лучше него разбираешься в философских предпосылках и тактике. Но ведь воля Высшего Начальства – это единственный источник философии, следовательно, нарушить приказ во имя философии значит во имя воли Начальства воспротивиться воле Начальства, то есть впасть во внутреннее противоречие. Царь Саул стал тогда предметом внутренне противоречивым, то есть вообще вещью невозможной, чистой фикцией. Саул сам себя опроверг, и неудивительно, что он перестал существовать как царь. Самуил долго не мог утешиться после этого провала, ибо вложил много сил и страсти в воспитание Саула. Но он понимал, что конец неизбежен. Никто не уничтожал Саула. Саул сам уничтожил себя, попытавшись преступить границы своей компетенции во имя тех самых принципов, на основании которых ему были навязаны эти границы; он привел в движение механизм противоречия, который его размозжил.

   Мораль этой истории сформулирована выше. Приведем ее еще раз: можно действовать либо по приказу, либо исходя из доктрины, но не всегда согласно и тому. и другому.