Что скажете, господин Хакс?

Хакс жил в краткую эпоху немецкого социализма, проблемы юного поколения были довольно успешно решены. В стране под названием ГДР все дети находились под крылом и строгим наблюдением семьи и государства. По окончании школы они поступали в вузы и техникумы, а получив образование, получали работу. Высшими ценностями в той исчезнувшей стране были честность, трудолюбие и компетентность. Хакс писал для детей много и увлекательно. Его детские стихи знают наизусть три поколения немцев. Вот самое знаменитое.

 

Юлина Крыса, или О пользе учения

Жила на свете Юля Ранке,
Ходила в школу в первый класс.
Проснулась как-то спозаранку,
А книжек нету. Вот-те раз!
Где книжки? Что за незадача?
Она в своем шкафу нашла
Один обглоданный задачник
И два тупых карандаша.

А дело было вот какое:
Когда весь город мирно спал,
Толпа бродячих крыс рекою
Влилась на городской вокзал.
И любознательная Крыса
Все книжки Юли просто сгрызла.
Ученой мудростью полна,
Залезла под кровать она.

А Юля, в гневе на воровку,
Бежит к кривому старику,
Который делал мышеловки
И продавал по пятаку,
Кладет задачник как приманку
И караулит хулиганку.
Настала ночь. Луна взошла.
И Крыса внутрь сама вошла.

И Юля ей сказала строго:
-- Ах ты, прожорливая тварь!
Как мне готовиться к урокам?
Ты съела даже мой букварь!
Ты все учебники сожрала!
Но ты заменишь их, пожалуй.
Ведь ты же умная теперь!
И согласился пленный зверь.

Постигла Крыса всю премудрость
И становилась все умней.
Чуть встретится у Юли трудность,
Уж Крыса тут как тут, при ней.
По строчкам бегают глазенки,
Писк раздается тонкий-тонкий,
Ошибки Крыса замечает
И серой головой качает.

Когда зубрит, вертясь на стуле,
Таблицу умноженья Юля,
Ей Крыса рада подсказать,
Что пятью девять – сорок пять.
А коль зубрить охоты нет
И мысли Юли в беспорядке,
Ей Крыса умная в тетрадку
Напишет правильный ответ.

Итак, все дома шло отменно.
А в школе, обмакнувши хвост
В чернила, Крыса неизменно
Под партой занимала пост:
Подсказки вовремя давала,
Шпаргалки грамотно писала.
На сочиненья и диктант
У Крысы был большой талант.

В пример учитель Юлю ставил,
К доске все чаще вызывал,
Отличные отметки ставил,
Прилежной деткой называл.
Он не имел понятия
О Юлиных занятиях.
Под партой Крыса щерит морду,
Нос задирает Юля гордо.

Когда же ласточки весною
На быстрых крыльях принеслись,
Тогда бесшумною толпою
В дорогу крысы собрались.
Повылезали из квартир,
Из кухонь, подполов и дыр,
И в лунном свете на вокзале
Безмолвно отправленья ждали.

И Крыса Юли за компанию
На поезде четыре-пять
Уехала в страну Испанию,
Чтоб там большим ученым стать.
Удачен был ее дебют –
«Крысиные противоядья».
О котоловках толстый труд
Большой успех сумел снискать ей.

И вот проснулась утром Юля,
А Крысы уж пропал и след.
Лежит записочка на стуле:
«Прощай, мой свет. Пока. Привет».

И в тот же день (так и бывает!)
Пришел инспектор. Юлю Ранке
К доске учитель вызывает,
А та молчит, как партизанка.
Без Крысы как без рук она.
Эх, Юля… Дальше – тишина.
Инспектор лишь пробормотал:
-- Глупей ребенка не видал!

В библиотеке наша Юля
Уроки учит целый день.
Сидит-сидит на жестком стуле,
Свою одолевая лень.
Ох, тяжело самой учиться.
От знаний голова дымится.

Тому, кто хочет что-то знать,
Не следует подсказок ждать.
Нет умных слуг – пропали вдруг.
Кого спросить? Себя, мой друг.