Андерграунд

Звонила Маслова. Ей для „Амфитриона“ нужен художник. И чтобы он нашел, как она выражается, „прием“. Под этим она подразумевает общее стилистическое решенье и техническое ухищрение для наглядной трансформации двух персонажей (Юпитера и Меркурия) в двух других (Амфитриона и Созия)., Мне кажется, у нее в голове проект спектакля, который должен бы оформлять какой-нибудь Лев Бакст. И это планов громадье не имеет под собой ровно никакой материальной почвы. В сущности, всем нам просто нечего делать. У меня нет заказов, у нее – ролей, у Алексея – театра, у Димы – перспективы… Короче, мы – самый что ни на есть густопсовый андерграунд. Ситуация довольно близка к той, что описана у Брэдбери в романе „451 градус по Фаренгейту“. Там все книги сжигают как вредоносный мусор, и никому не нужная интеллигенция собирается в лесу у костра и читает друг другу вслух и наизусть великие тексты, а гениальная актриса играет героинь Шекспира. Ни о какой сцене и публике, кроме самих изгоев, носителям культуры не приходится и мечтать.
В самом деле, падение нравов охватывает все более широкие слои населения. Спасибо рекламе и визуальной продукции на ТВ. Вот типичный рекламный сюжет: девочка лет двенадцати отнимает у младшего брата бутерброд, потому что она старше. А меня учили с точностью до наоборот. Бутерброд нужно отдать младшему, потому что он младше. В другой рекламе (какого-то крема от ишиаса) пожилой дяденька собирает грибы. У дяденьки проблемы с поясницей. Он не успевает сорвать добычу, и более подвижная тетенька не менее преклонных лет срывает гриб из-под носа у бедняги. Ну, разве не прелесть? Видишь, что человеку больно, отними у него хоть бы этот злосчастный грибочек. Тетенька от радости даже подпрыгивает. А мне хочется двинуть ее под зад коленом, чтобы она полетела кувырком, шлепнулась на землю и исчезла с лица земли.
И такой гадостью наполнен чуть ли не весь эфир. Стоило изобретать телевидение, чтобы давать юному поколению подобные уроки морали и хорошего тона.
27.09.16